В рамках фестиваля "Видеть музыку" на Новой сцене Большого театра Самарским театром (Шостакович опера балет) были представлены "Балеты императорского двора".
Два одноактных балета, поставленные М. Петипа в начале прошлого века для Эрмитажного театра: "Роман бутона розы" Р. Дриго и "Времена года" А. Глазунова.
Первоначальная хореография спектаклей, увы, не сохранилась. То, что увидели зрители - работа современных хореографов.
Наталья Николаевна Воскресенская, воссоздавшая "Роман бутона розы", много лет занимается реставрацией старинных балетов. Среди них особое место занимают балеты Мариуса Петипа. Благодаря ей на сцене вновь появились "Привал кавалерии" (И. Армсгеймер и М. Петипа), "Миллионы Арлекина" (Р. Дриго и М. Петипа), "Танец часов" из оперы «Джоконда» (А. Понкьелли и М. Петипа), "Конек-горбунок", сцена "Похищения Царь-Девицы" (Ц. Пуни, М. Петипа, А. Горский).
Н. Воскресенская и И. Овчинникова
Знаток балетного стиля Мариуса Ивановича, Наталья Николаевна слегка изменила либретто и создала новую хореографическую редакцию, с вкраплениями комбинаций классических постановок.
Костюмы, по эскизам Ивана Всеволожского восстановила Татьяна Ногинова, а живописные декорации, по историческим материалам, создала художница Альона Пикалова.
Главные партии в балете исполнили Ксения Овчинникова (Бутон розы), Полина Чеховский (Настурция), Марина Накадзима (Маргаритка), Педро Сеара (Сфинкс), Ульяна Шибанова (Лилия), Дмитрий Петров (Старая бабочка).
Спектакль получился красочным, в духе балетных феерий начала XX века. Правда иногда рябило в глазах от изобилия разноцветных костюмов.
Балет "Времена года" Александра Глазунова - результат совместного творчества четырёх хореографов: Елизаветы Мазуркевич, Лилии Симоновой, Даниила Благова (все трое победители фестивального проекта "Русский балет навсегда") и Марианны Рыжкиной.
Возможно поэтому в балете нет целостности. Каждая часть существует сама по себе, объединяясь лишь в последнем выходе, когда все четыре времени года одновременно оказываются на сцене.
При этом, если первые три части: Зима, Весна и Лето "объединены" классической и неоклассической хореографией, то последняя часть - "Осень" представляет собой что-то среднее между "Половецкими плясками" и "Шехеразадой".
Неоднородно и оформление спектакля. Художник-постановщик и художник по костюмам Иван Складчиков. В едином стиле выдержаны костюмы "персонажей": Зимы, Весны, Лета и Осени, а также декорации первой и второй части балета. Они минималистичны и не отвлекают внимание от хореографии, чего не скажешь про две следующие картины.
От классических пачек "Льда", "Града" и "Инея" веет холодом. А шопенки создают иллюзию маково-василькового поля.
Объединяющим четыре времени года, да и оба балета тоже, был симфонический оркестр Самарского оперного театра: коллектив под руководством Евгения Хохлова прекрасно звучал и в динамических кульминациях, и в разнообразных ансамблевых сочетаниях, и в многочисленных соло: скрипка (Татьяна Казакова), виолончель (Денис Уткин), гобой (Андрей Уймин), арфа (Мелания Волкова), флейта (Дмитрий Волков) и кларнет (Константин Ключников).
Самарский балет под руководством Юрия Бурлаки в очередной раз доказал правдивость выражения, что "Всё новое - это хорошо забытое старое".
Десятый фестиваль «Видеть музыку» проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.
Фотографии Елены Лапиной.