В музее-заповеднике "Царицыно" 11 октября открывается выставка "Москва и москвичи в эпоху Николая I". Этот большой межмузейный проект погружает посетителей в атмосферу Москвы времен правления Николая I - от коронации императора 21 июля (3 августа) 1826 года до объявления траура по его кончине в марте 1855-го. Выставка представляет жизнь горожан, их быт, нравы и те глобальные изменения, которые коснулись Москвы в этот период.
На выставке представлены живописные работы, литографии, парадные портреты, а также архивные документы, книги и предметы декоративно-прикладного искусства, позволяющие глубже погрузиться в эпоху.
Вид на Москву с Воробьевых гор. В.Ф.Аммон. 1856 г.
Экспозиция насчитывает более 400 предметов из собраний 21 музейного фонда, 3 частных коллекций и фондов главной библиотеки страны.
Московская пожарная команда на Пречистенке. Неизвестный художник. 1850-e гг.
Первый зал выставки погружает посетителей в атмосферу Москвы накануне вступления Николая I на престол. Император, питавший особую любовь к городу, поставил задачу не только вернуть городу, пережившему пожар 1812 года, прежний вид, но и значительно его улучшить.
Вид Кремля из-за Яузы. М.Н.Воробьев 1823 г.
Основные изменения коснулись центра Москвы, в пределах Белого города. Здесь появились новые площади, парки, бульвары и величественные общественные здания. Жилые дома, построенные по типовым проектам, стали уютными и живописными, выдержанными в стиле московского ампира. При этом московские архитекторы, с уважением относясь к историческому наследию, сохранили старинную городскую среду, сложный рельеф и органично включили древние сооружения в новые классические ансамбли.
В этот период были построены такие монументальные сооружения, как Большой Кремлёвский дворец и новое здание Оружейной палаты.
В знак памяти о победе в Отечественной войне были возведены Триумфальные ворота, а архитектор К.А. Тон приступил к созданию храма Христа Спасителя. Середина XIX века ознаменовалась дальнейшим развитием Москвы: была модернизирована система водоснабжения, реки были заключены в трубы, появился первый общественный транспорт (конка), а количество освещаемых улиц увеличилось.
Общий вид Кремля со стороны Яузы. Лист из альбома "Виды Москвы". Огюстен Франсуа Леметр по оригиналу Огюста Жана Батиста Фнтуана Кадоля. 1825 г.
Важным событием стало открытие в ноябре 1851 года железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Москву. Николай I, в отличие от своего предшественника, часто бывал в Москве. Его визит в Царицыно в 1835 году едва не изменил судьбу этого имения.
В следующем зале, посвященном коронационным событиям, состоявшимся 22 августа 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля, гости музея увидеть парадные портреты членов императорской фамилии, созданные английским живописцем Джорджем Доу.
Император Николай I. Великая княгиня Александра Фёдоровна с детьми - великим князем Александром Николаевичем и великой княжной Марией Николаевной. Джордж Доу. 1826 г
В Кремле подготовили трибуны для зрителей, часть мест продавалась по билетам. Остальное пространство Кремля, от собора до собора, было заполнено народом. Для торжественного шествия государя расстелили красное сукно, а вдоль пути выстроилась гвардия.
Коронация проходила по традиционному ритуалу, включавшему присягу, помазание святым миром и возложение короны на голову нового императора.
Генерал-адъютант граф А.Х. Бенкендорф писал: «Император и императрица оба были молоды, красивы, любезны; величественные костюмы участников церемонии, изысканные туалеты дам, украшенные трибуны - всё это способствовало проведению самого прекрасного и самого впечатляющего представления, которое только можно было себе представить…»
После завершения церемонии Николай I, стоя на Красном крыльце, впервые в истории российских императоров обратился лицом к собравшемуся народу и трижды поклонился в знак приветствия.
На николаевскую эпоху пришелся период становления и расцвета профессионального театра в России. Строительство Малого и Большого театров дало мощный импульс культурной жизни столицы. В первой половине XIX века театр был не просто местом для развлечений, но и центром общественной жизни. Здесь люди проводили свободное время, встречались, заводили знакомства и демонстрировали себя высшему обществу. Театральная жизнь била ключом.
С 1823 по 1826 год московские театры получили независимость от петербургских и перешли под управление московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына, большого поклонника театра. Голицын стремился сделать московский театр таким же значимым, как и петербургский. В 1820 году началось восстановление Большого Петровского театра, а в 1824 году открылся Малый театр, разместившийся в доме купца Варгина, который был сначала арендован, а затем выкуплен и перестроен. Городское финансирование московских театров увеличилось до 200 000 рублей. В 1842 году театры снова подчинили общей дирекции.
Проект реконструкции Большого Петровского театра. Поперечный разрез.
В Малом театре впервые полностью поставили "Горе от ума" Грибоедова (после снятия цензурных ограничений) и "Ревизора" Гоголя. Большой театр стал местом премьер опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".
Михаил Семенович Щепкин. Неизвестный художник. Середина XIX века
Чтобы погрузить посетителей в атмосферу эпохи, на выставке воссоздан интерьер московского трактира начала XIX века с подлинными предметами быта и меню известных ресторанов.
Москва XIX века изобиловала трактирами, которые были гораздо более распространены, чем рестораны. Последние начали появляться лишь в 1820-х годах, и поначалу их можно было найти только в гостиницах.
Часто управляемые французами, рестораны предлагали в основном французскую кухню, в то время как трактиры оставались оплотом русской кулинарной традиции. Трактиры служили местом встреч для купцов и простых горожан, где можно было насладиться русскими блюдами и чаем, который в этот период стал очень популярен.
Один из залов экспозиции посвящен московскому дворянству. Несмотря на то, что дворяне составляли лишь небольшую часть населения Москвы (около 5%), они оставались самой заметной и влиятельной группой, чей образ жизни служил примером для других сословий.
Сосуд-"кабачок" для хранения рюмок и бокалов
Однако прежняя роскошь и размах уходили в прошлое. Московское дворянство постепенно утрачивало свое влияние. Усугубила ситуацию Отечественная война 1812 года, которая привела к разорению многих дворянских родов. Следствием этого стала массовая распродажа дворянских усадеб, включая роскошные дворцы. Государство выкупало часть этих владений для размещения образовательных и благотворительных учреждений. Так, в бывших резиденциях Трубецких, Пашкова и других аристократов открылись гимназии, в доме Дмитриева-Мамонова - глазная лечебница, в доме Гагарина - больница, а в доме Апраксиных - сиротское училище.
На смену гостеприимным домам, где устраивались балы, маскарады и домашние праздники пришли литературные салоны, расцвет которых пришелся на николаевскую эпоху. В этих избранных кругах читали и обсуждали новые книги, а затем горячо спорили о прочитанном.
1812 год и пожар Москвы разорил многие старинные купеческие роды. На смену им после войны стало приходить новое купечество - из крестьян, в том числе крепостных. Купечеству посвящен один из залов выставки.
Особо заметную роль сыграли старообрядцы, отличавшиеся грамотностью, трудолюбием, трезвостью и бережливостью. Эти новые купцы, часто выходцы из провинции, начинали свой путь в Москве с мелкой розничной торговли тканями и одеждой, произведенными в деревнях. Со временем их бизнес рос, и они переходили к созданию собственных фабрик.
Сборы на бал в купеческом доме. Неизвестных художник. Середина XIX века
В быту купцы-крестьяне долгое время сохраняли простонародные привычки: носили традиционную одежду, говорили на диалектах, ценили яркие цвета, пышность и изобилие. Их предпочтения в материальном мире склонялись к прочным и основательным вещам: простым, но добротным домам, массивной мебели и сытной, непритязательной пище.
Однако, начиная со второй четверти XIX века, в купеческий быт стали активно проникать европейские веяния. К 1840-м годам большинство московских купцов отказались от традиционных кафтанов в пользу европейских костюмов. Женщины сменили наряды еще раньше, к 1830-м годам, когда пышные юбки стали модными, и народный костюм остался лишь для особых случаев и царских маскарадов. Несмотря на внешние изменения, основные черты московского купечества оставались неизменными на протяжении всего николаевского периода. При этом численность сословия и его влияние в обществе неуклонно росли. Всего за несколько десятилетий вчерашние крестьяне превратились в мощную экономическую силу, контролирующую ключевые отрасли страны: промышленность, оборону, транспорт и внешнюю торговлю.
Пасха. М.А.Мохов. 1842 г.
Следующий зал выставки посвящен Крымской войне, одному из самых трагических эпизодов в истории России, и участию Москвы в сборе средств и формировании ополчения.
Генерал Алексей Петрович Ермолов. Э.А.Дмитриев-Мамонтов. 1859 г.
Москва активно участвовала в поддержке военных действий, направляя рекрутов, организуя сбор пожертвований и снабжая армию продукцией военно-промышленного комплекса.
Последний, девятый зал выставки рассказывает об интеллектуальной жизни Первопрестольной. В эпоху правления Николая I Москва стала центром бурной интеллектуальной активности.
Западники и славянофилы вели нескончаемые споры, возникали студенческие объединения, а журналы служили площадкой для острых дискуссий. Университетские лекции были доступны для всех желающих.
Николай Васильевич Гоголь. Ф.А.Моллер. Начало 1840-х гг.
Выставка приурочена к 200-летию со дня восшествия на российский престол Николая Павловича. По мнению куратора выставки Александра Вальковича, особый интерес посетителей вызовут раскрашенные литографии, запечатлевшие виды Москвы по рисункам, сделанным непосредственно с натуры французским художником Огюстом Кадолем, уникальный сервиз на две персоны, преподнесенный императрице Марии Федоровне князем Николаем Борисовичем Юсуповым в день коронации императора Николая I, картины Василия Тропинина, который по праву считается главным живописцем Москвы XIX века.
Проект "Москва и москвичи в эпоху Николая I" является продолжением выставки "Москва и москвичи в эпоху Александра I". Первая экспозиция, посвященная жизни города во время оккупации Наполеоном и пожара 1812 года, вызвала большой интерес у публики: в 2022 году она вошла в десятку самых посещаемых выставок в России.
Александр Валькович