Автор отзыва:
Два года назад премьера спектакля «Неформат» в театре Михаила Барщевского стала событием. Яркое, дерзкое, социально-политическое действо, которое не боялось поднимать самые острые темы — от политики и социалки до педофилии и нетрадиционных отношений. Однако спустя время от того заряда энергии и смелости не осталось и следа. Второй просмотр того же спектакля оставил горькое послевкусие разочарования.
От социального взрыва к бытовому конфликту
Если изначально «Неформат» позиционировался как резкое высказывание, то сейчас он превратился в вялый конфликт отцов и детей, лишенный былой остроты и глубины. Исчезла главная составляющая — энергия, которая заставляла зрителей не просто смотреть, а проживать действие вместе с актерами.
Михаил Барщевский
Почему спектакль держался на актерах-импровизаторах
Коренная причина упадка — смена актерского состава. На премьере на сцене царили Игорь Скрипко и Ольга Лебедева. Между ними была фантастическая химия. Их игра — это не только заученный текст, но и живая импровизация, рискованные шутки «на грани» и мгновенная реакция друг на друга. В тандеме с ними блистали Денис Юченков в роли Режиссера и Яна Прыжанкова в роли уборщицы. Прыжанкова, даже без слов, одним лишь присутствием приковывала к себе внимание. Вместе они создавали ту самую магию театра, где четверо блестящих импровизаторов «перекидывали мяч» друг другу.
Сергей Гребенников
Сегодня в спектакле играют Евдокия Германова и Сергей Гребенников. Несмотря на мастерство Германовой, дуэт не сработался. Между актерами нет того самого притяжения, а попытки Гребенникова пошутить оказываются «мимо нот». Не впечатлила и журналистка Елена Май в роли уборщицы-гастарбайтера. Ее монолог о работе в госпитале с бойцами СВО прозвучал фальшиво, вызывая желание воскликнуть: «Не верю!».
Елена Май
Главный провал: спектакль, которого не было
Однако самый серьезный удар по целостности постановки нанес сам Михаил Барщевский. Спектакль был не просто испорчен, а фактически подменен. Трижды на сцену вызывали приглашенного гостя — прославленного хоккеиста, а ныне депутата Госдумы Вячеслава Фетисова. Их беседы на околополитические темы заняли почти половину времени полуторачасового действия.
Вячеслав Фетисов
«Неформат» превратился во встречу с депутатом. Люди, пришедшие за театральными эмоциями, были вынуждены стать пассивными слушателями. Результат закономерен: зрители толпами покидали зал. Понятно, что название «Неформат» предполагает неожиданности, но такая подмена жанра — это уже слишком.
Евдокия Германова, Вячеслав Фетисов
Исторический монолог: откровения, которые ни для кого не новы
Завершающий монолог Барщевского, как и на премьере, был посвящен переосмыслению истории. Режиссер рассказывал о Петре I как о тиране, о «притеснении» Суворова в советское время в угоду Кутузову, потому что Суворов подавил восстание Пугачёва и арестовал его, упомянул о сталинских «шарашках» в которых делали свои изобретения конструкторы Королёв и Яковлев, и высказал сожаление, что Сталин не нанес упреждающий удар по Гитлеру.
Сергей Гребенников, Евдокия Германова
Проблема не в самой теме, а в подаче. Барщевский преподносит эти факты как некое откровение, с постоянным «Знаете ли вы?». А ведь многое из этого давно известно широкой публике. Ордена и училище имени Суворова, фильм о полководце — все это опровергает тезис о его «замалчивании». Подобный менторский тон, когда зрителям пытаются рассказать «правду», которую они и так знают, вызывает лишь недоумение.
Сергей Гребенников, Елена Май, Евдокия Германова
Вместо заключения
«Неформат» образца премьеры был живым, рискованным и актуальным. Тот спектакль держался на энергии актеров-импровизаторов и смелости тем. Сегодня же мы видим блеклую тень былой дерзости, где нет ни химии между актерами, ни уважения к зрителю, пришедшему именно за театром.
Михаил барщевский, Вячеслав Фетисов, Елена Май, Евдокия Германова, Сергей Гребенников
Возрождение «Неформата» возможно лишь одним путем — возвратом к исходной концепции и, что самое главное, к тому блестящему актерскому составу, который когда-то создал на сцене маленькое чудо.
Текст и фото: Михаил Брацило / Москультура