Будущее по подписке: как «Росатом» и нейросеть ВЦИОМ нашли душу в научной фантастике

Автор отзыва: 

История будущего

6 ноября в Москве, в интерактивном пространстве музея «Атом» на ВДНХ, произошло яркое событие, выходящее за рамки обычной литературной премии. Здесь не просто вручали награды – здесь, по сути, запустили новый реактор идей. Госкорпорация «Росатом» провела церемонию награждения первой международной премии в области научной фантастики «История Будущего» и сразу же сделала громкий анонс: премия станет ежегодной.

Зачем государственной технологической корпорации понадобились писатели-фантасты? Ответ дал Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций «Росатома», открывший церемонию: «Сегодня мы не просто награждаем писателей. Мы инвестируем в идеи, которые уже завтра могут изменить наш мир. Научная фантастика – это полигон для ума, где рождаются смелые гипотезы. Мы приняли важное решение, второй международной литературной премии в области научной фантастики – быть!»

Кульминацией первой части вечера стала презентация уникального исследования, проведённого аналитическим центром ВЦИОМ, который выступил партнёром премии. Цель – с помощью нейросетевого анализа конкурсных работ составить целостную картину того, каким видят будущее современные авторы. И что же нашла машина? Как представил генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов, искусственный интеллект обнаружил поразительное единство: «Мы увидели, что, несмотря на разность культур и географий, авторов объединяет поиск гармонии между технологическим прогрессом и человечностью».

Церемония награждения стала мощным финалом масштабного конкурса, объединившего писателей-фантастов из самых разных стран мира. Из более чем 2400 заявок, поступивших из России, стран Африки, Азии, Южной Америки, Китая и Европы, жюри выбрало 27 финалистов.

Члены жюри подтвердили выводы нейросети. По словам Андрея Геласимова, писателя, заслуженного деятеля искусств РФ, председателя жюри премии «История Будущего», большинство работ так или иначе касались проблематики искусственного интеллекта. Впрочем, тема не нова: «Мне стало интересно проследить генетические связи в прошлом, и я вдруг понял, что такой сюжет уже был у Александра Беляева в романе 1937-го года «Голова профессора Доуэля». Так вот, отрезанная голова, которую оживили, и она работает как цифровая матрица – это прообраз искусственного интеллекта. Для современных писателей осталась возможность интерпретации темы искусственного интеллекта. Каково его практическое применение? Насколько он опасен, безопасен или дружественен для человека и цивилизации. На конкурс были присланы яркие произведения, иногда с очень неожиданными сюжетными поворотами. Например, когда герой узнаёт, что никто не знает пьесу «Ромео и Джульетта». С этого начинается его понимание, что с миром что-то не так. Трудно предсказать, какой жанр фантастики будет наиболее востребован в будущем. Но могу точно сказать, что победит в итоге то, что написано наиболее талантливо. Тут важна личность автора, яркая и многогранная, как, например, у Сергея Лукьяненко. Фантастика даёт вектор, она смотрит вперёд, она занимается задачей целеполагания, а это, пожалуй, самое важное не только в литературе, но и в жизни».

В этом и заключается, по мнению жюри, главная ценность жанра. Дело не в предсказаниях, а в творческой интуиции писателей. Как отметил Сергей Шикарев, историк фантастики, ответственный секретарь премии «История Будущего»: «Действительно, многое из того, о чём писали фантасты так называемого «золотого века», стало реальностью. Беспилотный транспорт, «умные дома», цифровые помощники – все эти концепты были описаны без малого сто лет назад, а сейчас стремительно проникают в нашу повседневную жизнь. Однако, на мой взгляд, заслуга писателей не в том, что они смогли предвосхитить или предсказать будущее, а в их умении рассказать о будущем в самых различных его сценариях и вариантах увлекательно, убедительно и достоверно. И при этом словно перенести в эти миры самого читателя, заставить сопереживать персонажам, показать проблемы и вызовы завтрашнего дня, вызвать стремление реализовать один из сценариев будущего и отказаться от другого.  Сегодня нейросети способны написать или предложить сюжет простенького фантастического рассказа. Другое дело, что произведение это будет вторичным. Созданным как монстр Франкенштейна из кусков, частей, элементов мириада других текстов, скормленных машине. Конечно, и писатели создают свои миры, отталкиваясь и от собственного жизненного опыта, «фрагментов жизни», и от прочитанного. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» ... И всё же пока читатель – по крайней мере, читатель квалифицированный – способен отличить созданное человеком произведение от произведений, созданных алгоритмами. Пример замечательного фантастического романа, написанного на уровне неподвластным нейросетям, это «Сорока на виселице» Эдуарда Веркина. Этот роман, который вошёл в шорт-лист премии «Большая книга» одновременно и спорит с «Миром Полудня» братьев Стругацких, и описывает новое будущее и новую науку – синхронную физику. Ещё одна книжная рекомендация для читателей, открывающих жанр научной фантастики, это «Криптономикон» Нила Стивенсона, который я называю последним великим фантастическим романом двадцатого века. И дело не только в том, что роман вышел в далёком уже 1999 году... Настоятельно рекомендую».

Напомним, премия учреждена фондом «Атом» при поддержке Госкорпорации «Росатом». Как считает Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», председатель жюри премии «История Будущего»: «Очень важно, что за этой новой премией стоит такой мощный ресурс, как «Росатом», команда, возможности которой безграничны. Это сильная коллаборация и большая удача для современных писателей. Кто из них станет лауреатом? Здесь всегда есть элемент случайности. Как однажды сказал какой-то умный человек, что в премиях зачастую конкурируют не писатели, а вкусы членов жюри. Но в любом случае писатели, попавшие в финал, в сущности, уже выиграли».

Победителями международной литературной премии «История Будущего» в 2025 году стали:

В международной номинации «Лучший рассказ на иностранном языке»:

  · I место: Леонид Алирио Марино Мурильо (Leonid Airio Mariño Murrillo, Колумбия) с рассказом «Парадокс Юпитера».

  · II место: Имраан Кувадия (Imraan Coovadia, ЮАР) с рассказом «Высокоразвитые, холодные и бесчувственные».

  · III место: Вальтер Тарталья (Valter Tartaglia, Италия) с рассказом «Пробуждение Ниилы».

В номинации «Лучший рассказ»:

  · I место: Рагим Джафаров с рассказом «Псипатриарх».

  · II место: Александр Лепёхин с рассказом «Пирожки».

  · III место: Денис Столяров с рассказом «Эффект Манделы».

В номинации «Лучший рассказ для детей и подростков»:

  · I место: Марина Аницкая с рассказом «Гостья с Земли».

  · II место: Алексей Олейников с рассказом «Ёлка на Энцеладе».

  · III место: Алиса Коротовских с рассказом «Ложное слово».

Премия с общим призовым фондом в 5 миллионов рублей с самого начала задумывалась как мост между точным расчётом учёного и образным мышлением писателя, вдохновляя новое поколение исследователей и инженеров на воплощение самых смелых идей.

Партнерами Премии в 2025 году стали Министерство образования и науки России, аналитический центр ВЦИОМ, издательства «ЭКСМО» и «АСТ», портал ГодЛитературы.РФ, издательство Альпина.Проза, цифровой сервис электронных и аудиокниг ЛитРес.

 

Алина Бурмистрова

Фото предоставлено пресс-службой премии «История Будущего»

Раздел: 

Метки: