Автор отзыва:
Марине Брусникиной, которая поставила в МХТ «Двадцать дней без войны», удалось практически невозможное: поставить спектакль по материалу, который в прошлом породил культовый фильм Алексея Германа, избежав невыгодных сравнений не в свою пользу - которые часто встречаются, когда театру приходится идти следом за кино.
Отчасти режиссеру помогло и то, что в основу спектакля лег первоначальный текст сценария, написанный Константином Симоновым. Текст этот отличается от того, который в итоге стал основой фильма. На сцене, к примеру, оживает целая линия, которой в фильме нет (поездка в Тбилиси). Кроме того, текст Симонова написан замечательным языком, в принятом тогда формате советской киноповести, который отличается от современного сценарного шаблона (так называемого американского формата, чисто технического).
Но как бы хорош ни был текст и как бы оригинально ни были задействованы возможности сцены МХТ (сценография Николая Симонова), нельзя не признать, что основная нагрузка легла на актеров, и они сыграли сильно и убедительно. Военкор Лопатин (Иван Волков), в образе которого угадываются черты самого Симонова, получает отпуск вместе с разрешением ехать в тыл. В Ташкенте по его очеркам снимается фильм, в Тбилиси живут его близкие друзья. Очень интересно видеть, как Михаил Пореченков изливает душу своему попутчику, как Дарья Юрская преображается из бывшей жены в жену друга, как замечательно Светлана Колпакова играет женщину, которая встретилась герою, как блестяще Алексей Варущенко воплощает режиссера, который вроде бы слова плохого не говорит Лопатину о его материале, но ощущается, что и Лопатин, и очерки его — мимо этого человека, ему неинтересны ни героизм, ни величие момента, ничто на свете, кроме его собственной жизни. А неожиданный Илья Козырев, а Валерий Трошин, а Игорь Хрипунов… — но их всех надо видеть, а не описывать.
Константин Симонов написал об островке мира в разгар войны, о человеке и людях, о долге и любви. Позже повесть «Двадцать дней без войны», ставшая основой для сценария, превратилась в часть романа «Так называемая личная жизнь», который, в свою очередь, связан с трилогией автора «Живые и мертвые», ставшей одним из самых известных произведений советской литературы. Марина Брусникина бережно перенесла на сцену текст и все смыслы автора. После просмотра этого спектакля хочется перечитать книги Симонова, и это тоже признак того, что постановка удалась.