«Джобс» в театре «У Никитских ворот»: джаз, поэма и спорный мессия

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Джобс - Богдан Ханин

В театре «У Никитских ворот» Марк Розовский, мэтр отечественной сцены, обратился к фигуре, изменившей современный мир. Его новый спектакль «Джобс» — смелый эксперимент, попытка рассказать на языке театра о Стиве Джобсе, создателе культовых продуктов, перевернувших сознание миллионов.

Режиссёр сразу обозначает свой подход: с молодёжью нужно говорить на её языке. Поэтому история титана Кремниевой долины подаётся в формате мюзикла — динамичного, музыкального, современного.

166A3764.jpg

Жанр определён как «шоу-джаз-поэма». Джаз — потому что музыкальной основой стали джазовые мелодии, а поэма — потому что весь текст пьесы написан стихами.

Джобс - Богдан Ханин
166A3978.jpg

В спектакле звучат как известные хиты из рок-опер (например, ария Иисуса из «Иисус Христос — суперзвезда»), так и авторские песни самого Розовского.

Джобс - Богдан Ханин, Тина - Ирина Шкабара
166A4125.jpg

Центральный образ — Стив Джобс в исполнении Богдана Ханина — получился романтичным и увлечённым. Зритель видит его поиски: увлечение восточной философией, поездки в Индию. Однако в этой трактовке не хватает сложности и противоречивости натуры Джобса — его знаменитой взбалмошности, жёсткости и непредсказуемости. Герой порой кажется излишне «слащавым».

Джобс - Богдан Ханин, Лорен - Мария Вольпе
166A4255.jpg

Спорным художественным ходом стала прямая параллель с фигурой Христа, проведённая через включение знаменитой арии в исполнении Максима Якимова. Сравнение создателя технологической «секты» адептов Apple с мессией — ошибка, слишком смелое и неоднозначное упрощение.

Максим Якимов
166A3804.jpg

Гораздо убедительнее выглядит другой конфликт — бизнес-противостояние Джобса и нанятого им главы Pepsi Джона Скалли (Денис Юченков). Их дуэт ярко показывает столкновение двух мировоззрений: визионера-творца и прагматичного управленца. История с увольнением Джобса в 1985 году и его триумфальным возвращением в 1997-м с символическим окладом в один доллар подана как мощная драма идей.

Джон Скалли - Денис Юченков
166A3924.jpg

Особый колорит спектаклю придают второстепенные персонажи. Наталья Корецкая в роли Джоан демонстрирует высочайший класс как джазовая певица в аутентичном американском стиле.

Наталья Корецкая, Яна Прыжанкова в спектакле "Джобс"

Джоан - Наталья Корецкая, "Круглый Band"
166A3686.jpg

Яна Прыжанкова (Афроамериканка) зажигает зал виртуозной чечёткой, вызывая бурные аплодисменты.

Афроамериканка - Яна Прыжанкова
166A4330.jpg

Также спектакль идёт в сопровождении живой музыки за которую отвечает "Круглый Band".

"Круглый Band"
166A3736.jpg

В итоге «Джобс» Марка Розовского — это яркое, музыкальное шоу, погружающее зрителя в мир дерзких мечтаний и амбиций. Спектакль предлагает не столько документальный портрет, сколько поэтическую метафору личности, стремившейся изменить реальность. Несмотря на спорность некоторых трактовок, энергичная игра актёров, живая музыка и ритм джаз-поэмы создают захватывающее зрелище, заставляющее задуматься о цене гения и силе идеи.

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: