Почтальон для влюблённых душ: История Чайковского и фон Мекк в письмах и на сцене

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Надежда фон Мекк - Ольга Красько, Чайковский - Кирилл Гребенщиков

История отношений Петра Ильича Чайковского и баронессы Надежды фон Мекк — один из самых загадочных и пленительных «романов в письмах» в мировой культуре. Была ли это платоническая любовь двух одиноких душ, глубокая дружба или своеобразный творческий и финансовый договор? Ответы на эти вопросы по сей день остаются тайной за семью печатями, давая простор для художественных интерпретаций. Одну из них — свою фантазию на тему этих уникальных отношений — предлагает зрителю спектакль «Чайковский и Надежда» режиссёра Олега Ильина.

С первых же минут постановка честно признаётся в своей условности. Артём Елисеев в роли Почтальона, связующего звена между мирами композитора и его покровительницы, предупреждает: перед нами — художественное видение, созданное авторами и актёрами. Но видение, основанное на реальных, пожелтевших от времени письмах.

Почтальон - Артём Елисеев
166A7030.jpg

На сцене — две вселенные, воплощённые Кириллом Гребенщиковым (Чайковский) и Ольгой Красько (Надежда фон Мекк). Они никогда не встречаются, но их миры соединяет почтальон, который не просто доставляет конверты, но и становится свидетелем, а порой и участником этой переписки. Благодаря этому приёму письма оживают, превращаясь в страстный, почти осязаемый диалог. Мы становимся свидетелями откровений Чайковского, его творческих мук, семейной драмы с нелюбимой женой, доводившей его до отчаяния. И тут же — слышим неизменный голос поддержки фон Мекк, выраженный не только в словах, но и в деятельной помощи.

Чайковский - Кирилл Гребенщиков
166A7120.jpg

Спектакль не обходит стороной щекотливую материальную сторону их отношений. Это была не просто благотворительность, а осознанное меценатство, позволившее Чайковскому целиком посвятить себя музыке. Авторы намекают, что в основе этой щедрости лежали глубокие личные чувства. Неслучайно резкое прекращение переписки последовало после женитьбы Петра Ильича — словно уязвлённое сердце не выдержало этого известия. Но эта переписка вновь возобновилась после развода композитора.

Надежда фон Мекк - Ольга Красько
166A7204.jpg

В спектакле чётко прорисован контраст характеров. Фон Мекк — сильная, волевая, но романтичная женщина, взявшая на себя роль покровительницы. Чайковский — ранимый, эмоциональный, нуждающийся в опоре гений. Эта странная связь оказалась взаимовыгодной: он получал свободу для творчества и душевную отдушину, она — причастность к рождению великой музыки и, возможно, эмоциональную жизнь, которой не хватало в реальности.

Надежда фон Мекк - Ольга Красько
166A7235.jpg

Музыкальная ткань спектакля выстроена изящно и ненавязчиво. Под аккомпанемент рояля Анны Паклиной и скрипки Дмитрия Акинфина звучат произведения самого Чайковского.

Дмитрий Акинфин
166A7449.jpg

Особенно удачной находкой режиссёра становится сцена, где герои проецируют свои чувства на сюжет «Евгения Онегина», находя в нём параллели со своей судьбой.

Чайковский - Кирилл Гребенщиков
166A7491.jpg

Спектакль камерный, длящийся всего полтора часа, что соответствует интимности затронутой темы. Однако некоторые художественные решения, например, романсы в исполнении Ольги Красько, могут показаться зрителю не до конца обоснованными.

Почтальон - Артём Елисеев
166A7394.jpg

В финале остаётся лёгкое послевкусие грусти и недосказанности. Постановка не даёт однозначных ответов, но заставляет задуматься о том, насколько многогранной может быть человеческая привязанность. «Чайковский и Надежда» — это, в первую очередь, спектакль о любви. О любви, которая, возможно, так и не смогла или не захотела выйти за пределы исписанных листов бумаги, но навсегда осталась в вечности в нотах великой музыки.

Надежда фон Мекк - Ольга Красько, Почтальон - Артём Елисеев, Чайковский - Кирилл Гребенщиков
166A7553.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура
 

Раздел: 

Метки: